Начало
Карта ЛЕСАйта
Берложные новости
Наши друзья
Берложное творчество
- Мишкина книжка
Фотоальбом
ИнтерЛесные ссылки
Место встречи
Берложная книга
Почтовый ящик
|
Мишкина Книжка
написанная в 1998-2002 годах с благородной целью - облегчить Мишке бремя воспитания от тяжелых лап Мамы-Медведицы.
Оглавление
ПРОГУЛКА
СБОРЫ
|
Миша обувается
1.
У Мишутки башмаки –
Не малы, не велики –
В самый раз, в самый раз,
Чтобы в них пуститься в пляс.
Любит Мишечка плясать,
Нога об ногу чесать,
И притопывать,
И прихлопывать!
|
|
2.
Были раньше башмаки
Для Мишутки велики,
А теперь они, ребята,
Что-то стали тесноваты.
Почему? Простой вопрос:
Наш Мишуточка подрос!
|
|
Миша надевает шапку
Смеется Миша целый день,
Он весел целый день,
С утра надевши набекрень
Любимую шапень.
|
В полтора года Мих невзлюбил
шапку; когда по осени обойтись
без шапки стало никак невозможно,
появился этот стих.
|
Миша надевает рюкзак
Чудовищное насилие
Над Мишкой в рюкзаке!
Над Мишкой в рюкзаке!
Над Мишкой в рюкзаке!
Обычно этот Мишечка
Гуляет налегке.
Гуляет налегке.
Гуляет налегке.
|
Когда Миху было 3 года 4 месяца,
было решено приобщить его к
общественно-полезной деятельности,
а заодно позаботиться о его осанке.
С этой целью на Мишку надели рюкзак,
а чтобы он не очень расстраивался,
Серый Волк Витька спел ему эту песню.
Первые два или три дня надевание
рюкзака воспринималось Михом
как действительно чудовищное насилие;
а через неделю Мих и рюкзак образовали
единое целое, и теперь сложно уговорить
Мишу оставить рюкзак дома.
|
НА УЛИЦЕ
|
Научить Мишу ходить - это было
отдельное мероприятие!
В полтора года он предпочитал
стоять, уцепившись за мамину
руку или прислонившись к скамейке.
Чтобы сдвинуть Миха с места,
приходилось изобретать разные
приемчики
|
Погоня за коляской
Ходит Миша по дорожке –
Не спешат его сапожки,
А коляска впереди –
Догони ее, поди!
|
Под этот стих, сочиненный
Ученой Кошкой-Иришкой, Миша, держась
за мамину руку, пытается догнать
удирающую коляску.
Самостоятельно катать коляску
Миша научился в два с половиной
года.
|
Хождение за две руки
1.
А мы пойдём гулять втроём,
С собою мышку позовем.
А мышь сидит,
На нас глядит
И тонким голосом пищит:
“Идёте вы к коту,
А мне встречать того кота
Совсем невмоготу”.
А мы пойдём гулять втроём,
Кота с собою позовем!
Но кот сидит,
На нас глядит
И хриплым мявом говорит:
“Гулять я с вами не пойду, -
Идёте вы к собаке,
А я – сказать начистоту,-
Я не любитель драки”.
А мы пойдём гулять втроём,
С собой собаку позовём,
Она в ответ пролает:
“Я с вами рада бы пойти,
Но там ребята на пути,
Они меня пугают”.
А мы пойдём гулять втроём,
Ребят с собою позовём.
Ребята радостно визжат,
Бегут за нами в лес,
Один уже поймал ужа,
Другой уселся на ежа,
А наш Мишутка, не дрожа,
На дерево залез.
|
Вдвоем сдвинуть Мишу с места было проще, особенно если заговорить ему зубы каким-нибудь бесконечным стихом.
Этот стих написан летом 1999 года на даче. Мише было два года пять месяцев. (сочинен в соавторстве с Ученой Кошкой-Иришкой)
|
Стих про собак
Вавы лают – ветер носит,
Вавы лают – кушать просят.
Вавам кушать не дают,
Оттого они лаЮт.
|
Одно из первых Мишиных слов -
"вава" - появилось в два с
половиной года. Означало "собака".
Погладить собаку Миша осмелился
только в четыре года пять месяцев,
и то под сильным нажимом. При этом
повторял заклинание: "Собака ушла!
Собака ушла!" Однажды расщедрился
и рассказал собаке стих - только чтобы
она ушла.
|
Автономный заброд
Вышел Миша на прогулку –
Топ, топ, топ! –
И пошел по переулку –
Топ, топ, топ!
Миша топает ногами –
Топ, топ, топ! –
Миша хлопает руками –
Хлоп, хлоп, хлоп!
Миша шлепает по луже –
Плюх, плюх, плюх!
За забор схватился Мишка –
Цап, цап, цап!
Вдруг споткнулся и упал он –
Бах!
|
Первые попытки отпустить мамину
руку и самостоятельно пройти
по улице Мих предпринял КОГДА???
Мамина задача - комментировать
события.
Это - далеко не полный текст:
всякое совершенное Михом
действие, каждый обнаруженный
им предмет я тут же вставляла
в стих, по принципу: "Что вижу -
о том пою".
|
Что вокруг?
По асфальтовой дорожке
Мих пошел, пошел, пошел.
Он прошел еще немножко
И чего-то там нашел.
Миша, посмотри, что это слева от тебя?
Да это же машина!
(Миша ощупывает машину, я описываю
то, до чего он дотрагивается)
Миша, наклонись, поищи, что это лежит справа?
(Наклонившись, Мих обнаруживает,
например, палку, я про нее рассказываю...)
И так далее.
|
В три с половиной года Миша осмелел
настолько, что на прогулке отталкивал
мою руку и самостоятельно делал
несколько шагов.Я пыталась привлечь
его внимание к находящимся рядом
машинам, столбам, деревьям, скамейкам
и тому подобным вещам, побуждала
активно их искать. Заодно Миша учил,
где право, где лево...
|
Зимняя прогулка
Скользкая дорожка
Мишечке под ножки
Сегодня постелилась:
“Иди, - говорит, - иди,
Иди, - говорит, -
Иди, - говорит, -
Иди, - говорит, - иди,
Иди, - говорит, - иди,
Не падай, не скользи!”
|
Тренировка вестибулярного аппарата -
не только Мишиного, но и маминого.
Я иду по скользкой зимней дорожке
задом наперед и хлопаю в ладоши
в такт стиху; четырехлетний Миша
пытается меня догнать и ухватиться
за руку. Уж очень дорожка скользкая
и вся неровная какая-то!
|
Весенняя прогулка
Наш Мишуточка – гулюшечка,
Он по лужам топотушечка.
Нынче лужи глубоки –
Глубже моря и реки.
Из-под снега бьют ключи –
Ноги ты не промочи!
|
Какое удовольствие - шлёпать по лужам
в резиновых сапогах, так, чтобы брызги
во все стороны летели! К четырем годам
Миша оценил это занятие.
|
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
|
ДОГОНЯЛКИ
1.
А я от Мишки убегу,
А я от Мишки удеру,
И не догонт, не догонит,
Не догонит он меня!
Не догонишь ни за что,
Не догонишь никогда,
Потому что не догонишь,
Не догонишь ты меня!
На дорожке на песчаной,
На дорожке земляной,
И на скользкой мокрой глине
Не догонишь ты меня!
Не догонишь, не догонишь,
Не догонишь, не найдешь!
Спотыкнешься, поскользнешься,
Прямо в лужу упадешь!
И не догонишь, не догонишь,
Не догонишь ты меня!
Ой, догнал!
|
В три с половиной - четыре года Миша ходить умел, но не любил. Особенно ему не нравились переходы на большие расстояния, километр - предел
самостоятельного пешего хода. Миша даже на ручки не просился - вставал как вкопанный и ангельски улыбался. Сдвинуть его с места помогала игра в
"Не догонишь". Я произносила этот текст самым "дразнючим" голосом, и Мих сдвигался с места. Главное было - чтобы он меня все-таки иногда
догонял, иначе - обида.
|
2.
А я Мишку догоню,
Догоню, догоню,
И в охапочку схвачу!
Поймала!
|
Обратная ситуация - Миша от меня
удирает. Учится быстро ходить и бегать.
|
Идём домой
Ляля маленький в коляске
Крепко спит, закрывши глазки,
А Мишунечка – большой,
Он пешком идет домой!
|
Надо же чем-то подбодрить усталого
Миха, возвращающегося с прогулки.
|
Едет поезд
Едет поезд,
Едет поезд –
Чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух!
“Тук-тук-тук, - стучат колёса, -
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук!”
Рельсы –
Вдоль, вдоль, вдоль,
Рельсы –
Вдаль, вдаль, вдаль.
Шпалы, шпалы –
Поперёк,
Поперёк,
Поперёк,
Хрустит под шпалами щебёнка,
Хрустит под шпалами песок!
Тянет в гору паровоз:
“Пых-пых-пых,
Пых-пых-пых!”
“Тук-тук-тук, - стучат колёса, -
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук!”
(И так далее в любом порядке, пока
“поезд” не доедет до станции назначения)
|
Еще одна транспортная песня. Появилась как сопровождение утреннего километрового похода
в детский сад. Мише - три года восемь месяцев.
|
ЕДА
В раннем детстве Мих постоянно изображал
из себя "мартышонка Хваки-Бряки" - то есть
любой предмет, попавший ему в руки, немедленно
летел в сторону. Поэтому страшно было даже
подумать о том, чтобы дать ему такой хрупкий
предмет, как чашка; а ложку я привязывала к стулу,
чтобы Миша мог швыряться ею без последствий.
Всё это безобразие называлось учёной кликухой
"синдром раннего детского аутизма". Поэтому
первые попытки научить Мишу самостоятельно
есть и пить начались неприлично поздно - в два
года девять месяцев, когда "бросательный инстинкт"
у него чуть-чуть ослабел.
|
Миша учится пить из кружки
Миша сок из кружки пить
Хочет научиться.
Если кружку отпустить,
То беда случится:
Вместо сока в кружечке
Будет Миша в лужечке.
|
|
Миша учится есть ложкой
1.
Куры бегают по лесу,
Куры просят геркулесу,
А Мишутка-куролес
Скушал ложкой геркулес.
Каша – в ложке,
Ложка – в лапке.
Под столом мелькают тапки.
|
|
2.
Миша ложечку берёт,
Миша песенку поёт.
Песней занят рот у Миши
И не лезет каша в рот.
|
3.
Поезд приехал на станцию “Нос”,
Полную ложку каши привёз,
Вывалил кашу он под откос,
Кашей измазал всю станцию Нос.
Что ж он не едет на станцию “Рот”?
Там дожидается каши народ,
Зубы построились вдоль полотна:
“Где ж наша каша?
Где же она?”
|
Примерно в три года Миша начал пытаться
самостоятельно донести ложку от тарелки до
рта. Выглядело это так:
|
4.
Мишка весел и румян,
Он смеётся звонко:
Ложкой он попал в стакан,
Полный Йогуртёнка!
Ложкой йогурт зачерпнул,
В рот скорее запихнул!
Йогурт он донёс до рта –
Вот какая красота!
|
В те же три года Миша учится зачёрпывать
еду ложкой. И вот что интересно: ОЧЕНЬ
ВКУСНЫЙ йогурт почему-то зачёрпывается
лучше, чем ВКУСНАЯ каша...
|
5.
Мих над кашею дремал,
Еле ложкой шевелил.
Таракашка прибежал,
Всю тарелку утащил,
Приволок в свою нору,
Съел всю кашу поутру.
|
Иногда у "кормильцев" терпение кончалось
раньше, чем каша в тарелке.
|
6.
Правая рука – работница,
Ложку держит,
Кашу загребает,
В рот её несёт.
Левая рука – помощница,
Тарелку держит.
Вот как работница хорошо работает!
От дальнего края тарелки –
Миша, где дальний край?
Правильно, да вот же он,
Вот же он, дальний край!
Зачёрпывай-зачёрпывай!
Зачерпнулось,
Поднялось,
В рот Мишутке понеслось,
Мимо рта не пронеслось –
Что в ложке лежало –
Всё в рот попало!
Пожевал-пожевал-пожевал –
Проглотил!
А помощница где, ленится?
Вот так, молодец,
Помощница помогает,
Тарелку держит,
Чтобы не убежала!
И правый локоток поднимай!
|
Примерно такие комментатии сопровождали каждую Мишкину кормежку с трех до четырех лет.
|
К четырем с половиной годам Миша научился
есть ложкой. Однако впереди - новая вершина:
доедать остатки супа, наклоняя тарелку. И так
далее...
|
Миша учится есть вилкой
Ранним утром у реки
Ловят рыбу рыбаки.
Знаю, рыба здесь живёт,
Только к Мише не идёт.
Где же рыба?
Миша тыкает вилкой в тарелку, раздаётся звонкий звук
Пусто!
Раздаётся глухой звук
Да вот же рыба, попалась!
Нацепляй на вилку!
Нацепил – и в рот тащи скорей, а то сорвётся!
Сорвалась!
|
В три года с небольшим Миша получил в руки
вилку и начал её осваивать. Процесс продолжается
по сей день (четыре года одиннадцать месяцев)
|
Лимерик
Жила-была тётушка Свёкла,
В кастрюле всю ночь она мокла,
Но потом на тарелке,
Холодной и мелкой,
Больше ей не было мокро.
|
|
Не Мишка не чай не просил не налить,
Не чай не из чашки не вздумал он пить,
Не ложку не в чашку не Мишка не клал,
Не чай не на скатерть он не проливал.
|
С трёх до четырёх лет Миша был мальчиком-наоборотнером
|
Мишка кашу раскидал –
Стол давно не вытирал.
Чудный повод он нашёл –
Поиграет в “Вытри стол”!
|
|
ИГРЫ, ЗАНЯТИЯ
|
Изображаем эмоции
Рот у Миши до ушей –
Хоть завязочки пришей. –
Миша улыбается –
Значит, он доволен.
Если Мишенька смеётся,
Если улыбается –
Значит, он чему-то рад,
Значит, он доволен.
Ха-ха-ха да хе-хе-хе,
Хо-хо-хо да хи-хи-хи –
Это значит, Миша рад,
Значит, он доволен.
У Мишутки целый час
Слёзы капают из глаз –
Значит, Мишенька грустит,
Значит, он расстроен.
Если Миша слёзы льет,
Если хнычет и ревёт –
Значит, Мишенька грустит,
Значит , он расстроен.
Хны-хны-хны да ай-яй-яй,
О-хо-хо да ой-ёй-ёй –
Значит, Миша огорчён,
Значит, он расстроен.
Если Мишенька сердит,
Он бровями шевелит,
Топает ногами,
Машет кулаками,
И о стенку – Боже мой! –
Бьётся Миша головой, -
Значит, Мишенька сердит,
Чем-то недоволен.
|
|
Мишка-читатель
Наш Мишуточка кузяв,
Ой, кузяв, ой, кузяв,
Он забрался в книжный шкаф,
В книжный шкаф,
Да!
Книжку там себе достал,
Ой, достал, ой, достал,
Всю до строчки прочитал,
Прочитал,
Да!
И теперь в шкафу живёт,
Ой, живёт, ой, живёт,
Только книжкин переплёт,
Переплёт,
Вот!
|
Слово “кузявый” встречается у Л.Петрушевской в сказке про Пусек бятых
|
Страшная история
Полосатая оса
Забрела на полчаса.
Ветром на неё подуло,
Она в варенье утонула.
|
Этот стих сочинила Ученая Кошка-Иришка
|
Медвежья семья
Папа-мишка ест коврижку,
Ест малину мама-мишка,
Их сынишка лижет мёд,
Дочка чай из чашки пьет.
А малютка-медвежонок
Вылезает из пелёнок,
Говорит: “Я мал пока,
Мне налейте молока”.
|
Вариации на тему "Сорока-ворона кашу варила" - гимнастика для пальчиков
|
Попрыгушки
Прыг-скок,
Прыг-скок!
Прыгнул Мих под потолок!
Он не хнычет и не плачет –
Он же прыгает и скачет!
Не кузнечик, не лягушка,
А Мишутка-поскакушка.
|
|
Стих о том, почему Мих не любит стричься
Сделали Мишке
Красивую стрижку.
Чешет наш Мишечка лоб:
Вылезла, вылезла свежая шишка –
Чтоб провалиться ей, чтоб!
|
|
Стих про Мишкин домик
Будет Мишкин домик
Для жилья, для жилья.
Придём к Мишке в гости
Ты и я, ты и я.
Что мы Мише принесём
В этот дом,
В новый дом,
Что мы Мише принесём,
Принесём в подарок?
Песню Мише принесём,
Вместе мы её споём,
Песню Мише принесём,
Принесём в подарок!
|
|
Пароход
Вот идёт
Пароход
И волнам ведёт он счёт:
Раз волна – глубина
Пять километров до дна!
Два волна – вот те на! –
Суша больше не видна!
А на третью волну
Пароход идёт ко дну!
|
Игра в пароход очень похожа на "поехали-поехали в лес за орехами" - Мих сидит у меня на коленях и качается на волнах, а в конце стиха плюхается на пол.
|
Дразнилки
1.
Ой, беда, беда, беда,
Огорчение –
Не идёт Мишутке в голову учение!
А зато котлета в рот
Замечательно идёт!
Представляете, какое огорчение?
|
|
2.
Ходит муха тихо-тихо,
Ходит муха мимо Миха.
Вдруг заметил муху Мих,
Испугался и затих.
И тогда нахалка-муха
Влезла Миху прямо в ухо!
Мораль:
Ты не бойся, Миша, мух,
А лови ты их на слух.
|
|
3.
Ходит Мишка по окну,
Говорит он: “Ну и ну!”
Говорит он: “На окно
Я мечтал залезть давно,
А из этого окна
И не видно не хрена,
Только дует ветерок
В мишушачий голый бок!”
|
Это - провокационный стих; должен же кто-то обучить ребенка ненормативной лексике! :-)
|
4.
Пятки Мишины в кроватке
С Мишкою играют в прятки:
Их в кроватке нет давно:
Влезли пятки на окно.
|
|
Стихи для массажа
1.
Мы с тобою вдвоём
Песенку пропоём,
Песенку о пузике,
Пузике-арбузике!
Припев:
Пузико-пузико,
Пузико-арбузико,
Пузико-пузико,
Пузико-арбузико!
Вот какая песенка,
Песенка-чудесенка,
Песенка о пузике,
Пузике-арбузике!
Припев.
|
Это - песня для массажа живота.
|
2.
Наш Мишутка-малышок
Раньше был мешок кишок,
А теперь он не таков –
Он теперь сундук мозгов.
|
Под эту дразнилку можно гладить или массировать Михин живот и голову
|
Воспитательные дразнилки
1.
А Мишуточка гуляет без штанов!
А Мишуточка гуляет без штанов!
Будут все его по попе шлёпать-шлёпать,
Будут все его по пузу хлопать-хлопать,
Будут за ноги хватать
И за пяточки щипать,
Потому что он гуляет без штанов!
|
Эта дразнилка, сопровождаемая соответствующими действиями, хорошо помогала, если Мих упрямился и не хотел одеваться. Посмеявшись пару минут, Миша соглашался надеть штаны.
|
2.
Обижаться не на кого
И сердиться не на кого!
Обижаться не на кого
И сердиться не на кого!
Кто выпендривался,
Тот довыпендривался!
Кто выпендривался,
Тот довыпендривался!
Выпендрюшник,
Выпендрюшник,
Выпендрюшник,
Выйди вон!
Уходи, Мишка, я на тебя обиделась!
|
С такими словами наказанный Мишка выставлялся в другую комнату
|
3.
А у нас, а у нас
Вырос Мишка-папуас,
Вырос Мишка-негритос –
У него курносый нос!
Дзинннь!
|
Ясное дело, на "дзинннь" надо нажать на Мишкин нос. Заодно можно найти прочие части лица.
|
4.
Наш Мишуточка – герой:
У него живот горой,
Зубы – как лопаты,
Славные ребята!
|
Слушая этот стих, Миша показывает, где у него живот, а где - зубы. Можно поискать и другие части тела, как у Миши, так и у мамы.
|
5.
А-бе-бе-бе,
А-бе-бе,
Сидит Миша на трубе,
Сидит Миша, хочет слезть,
Но ему ни встать, ни сесть.
|
Стих для передразнивания капризного Миха
|
УКЛАДЫВАНИЕ СПАТЬ
Со сном у Миши проблем не было. Точнее, проблема была у меня - по возможности не дать Миху заснуть в неподходящем месте задолго до отбоя, а то, при его стремлении укоротить сутки на пару часиков, очень быстро наступал полный хоас: засыпал Миша в пять часов дня, и просыпался тоже в пять часов - утра. Я утешала себя тем, что это - самый правильный режим, его и йоги придерживаются, разве что ложатся попозже. Поэтому и "сонный" раздел Мишкиной книжки такой маленький.
|
Стих против раннего засыпа
Пришёл к Миху Угомон,
Мы его прогнали вон:
“Ты от Миши уходи,
Через часик приходи,
Снова приходи!
Приходи через другой,
Угомон наш дорогой,
Ведь не раньше девяти
Надо Мише спать идти!”
|
|
Дразнилка-щекоталка-спать-не-давалка
Раскладушки-нескладушки
Щекотали Мише брюшко –
Это Мишенькина тушка
Влезла в брюшко раскладушки.
|
|
Стих-заклинание против "ночных гостей"
Был Мишуточка силен,
Всех собак он выгнал вон,
Всех он кошек разогнал,
До утра спокойно спал,
До утра спокойно спал,
Маме с папой спать давал,
Никого он громким криком
Среди ночи не пугал
|
|
|